AS 350 Ecureuil

AS 350 Ecureuil — многоцелевой вертолет, разработанный французской фирмой Aerospatial (теперь Eurocopter France) на базе многоцелевого вертолета AS 318 Alouette II.

Созданный французской фирмой Aerospatiale в начале 70-х годов надежный и относительно дешевый в производстве вертолет широко используется для перевозки пассажиров, наблюдения за уличным движением, патрулирования нефтепроводов и линий электропередач, транспортировки грузов на внешней подвеске и для решения других аналогичных задач. Вооруженные варианты вертолета могут использоваться для борьбы с танками, огневой поддержки сухопутных войск, ведения разведки и поддержания связи между штабами.

Разработка вертолета была начата в апреле 1973 г., при этом проектом предусматривалась возможность установки на вертолете как газотурбинного двигателя Arriel французской фирмы Turbomeca, так и двигателя LTS101 американской фирмы Lycoming. Первый полет опытного вертолета с двигателем LTS101 состоялся 27 июня 1974 г., первый вертолет с двигателем Arriel впервые поднялся в воздух 14 февраля 1975 г. Причина использования различных двигателей заключается в том, что оснащенный двигателем LTS101 и получивший название Astar вертолет предназначался для поставок на североамериканский рынок, где этот двигатель освоен в производстве и эксплуатации, а вертолет с двигателем Arriel поставлялся на другие рынки. Этот вертолет носит название Ecureuil.

За исключением силовых установок, оба варианта практически одинаковы и представляют собой вертолет одновинтовой схемы с рулевым винтом и полозковым шасси. Силовые элементы фюзеляжа изготовлены из легкого алюминиевого сплава, а большинство несиловых элементов (люки, капот, обтекатели) — из поликарбонатов горячего формования или композиционных материалов (номекс, стекловолокно). Большая часть фюзеляжа занята кабиной размерами 2,42×1,65×1,35 м, в передней части которой установлены кресла для пилота и одного из пассажиров, а задняя часть может быть использована для размещения груза, двух раненых на носилках или здесь могут быть установлены дополнительные 2-3 кресла для пассажиров. Для доступа в переднюю часть кабины предусмотрены двери, установленные на шарнирах по обе стороны фюзеляжа, а для доступа в заднюю часть кабины устанавливаются сдвижные двери. Фюзеляж плавно переходит в хвостовую балку, на которой установлен неуправляемый стабилизатор и стреловидное хвостовое оперение с небольшим подфюзеляжным килем.

Трехлопастный несущий и двухлопастный рулевой винты снабжены лопастями, изготовленными из стеклопластика. Для защиты от эрозии лопасти несущего винта имеют стальные накладки. Особенностью несущего винта является изготовленная с широким применением стекловолокна втулка типа Starflex. В отличие от втулки вертолета Alouette, состоящей из 377 деталей, эта втулка состоит из 62 деталей, что положительно сказалось как при производстве, так и при эксплуатации винта.

Стандартный комплект пилотажного и навигационного оборудования позволяет выполнять полеты в простых и сложных метеорологических условиях в любое время суток. На вертолете может быть установлен автопилот. Предназначенные для использования полицией вертолеты оснащаются прожекторами, приборами ночного видения и громкоговорящими установками При использовании вертолета в поисково-спасательных операциях в проеме левой сдвижной двери может быть установлена электрическая лебедка грузоподъемностью 135 кг.

 

Летно-технические характеристики
Диаметр несущего винта, м 10,7
Диаметр хвостового винта, м 1,9
Длина, м 10,9
Высота, м 3,3
Масса, кг
пустого 1169
нормальная взлетная 2200
максимальная взлетная 2450
Топливо, л 535
Тип двигателя 1 ГТД Turbomeca Arriel ID1
Располагаемая мощность, л.с. 723
Скорость, км/ч
максимальная 272
крейсерская 230
Практическая дальность, км 655
Скороподъемность, м/сек. 8
Практический потолок, м 4500
Статический потолок, м 2870
Экипаж, чел. 1
Полезная нагрузка 5 пассажиров или 900 кг груза в кабине или 1135 кг на подвеске