AS 355 Ecureuil II

AS 355 Ecureuil II — многоцелевой вертолет, разработанный французской фирмой Aerospatial (теперь Eurocopter France) на базе многоцелевого вертолета AS 350 Ecureuil.

Вертолет предназначен для выполнения разнообразных транспортных и специальных задач как в интересах вооруженных сил, так и в гражданской сфере применения.

Он является дальнейшим развитием вертолета AS 350 Ecureuil, имеющего удачную конструкцию, единственным, пожалуй, недостатком которой является наличие только одного двигателя. При отказе двигателя в полете это неминуемо означает необходимость вынужденной посадки с не всегда предсказуемыми последствиями. Этот недостаток устранен в двухдвигательном вертолете AS 355, разработка которого была начата французской фирмой Aerospatiale в 1978 г. Первый полет опытного образца состоялся 28 сентября 1979 г., серийное производство было начато в 1980 г.

Силовая установка вертолета состоит из двух газотурбинных двигателей, установленных рядом сверху фюзеляжа за валом несущего винта. В целях повышения надежности силовой установки двигатели разделены противопожарной перегородкой и имеют независимые системы подачи топлива и смазки.

На модификациях AS 355 F1 и F2, серийный выпуск которых был освоен соответственно в 1984 и 1986 гг., установлены американские двигатели Allison 250-С20 мощностью 315 кВт, использующиеся также на военных вертолетах ОН-58С. В случае выхода из строя одного из двигателей другой двигатель силовой установки выводится на чрезвычайный режим, благодаря чему в течение некоторого времени возможен полет на одном двигателе. Совершать длительные полеты на одном двигателе способен вертолет одной из последних модификаций — AS 355N, представляющий собой улучшенную версию модификации F2 и приводимый в действие двумя более мощными двигателями Arrius ТМ319 французской фирмы Turbomeca. Конструктивно двигатель состоит из редуктора с входным устройством, газогенератора (одноступенчатый центробежный компрессор, одноступенчатая неохлаждаемая турбина и передняя секция противоточной камеры сгорания) и одноступенчатой силовой турбины с задней секцией камеры сгорания. Особенностью этого двигателя является противоположное вращение турбин. Двигатель имеет следующие основные режимы: максимальный чрезвычайный — 380 кВт, взлетный — 343 кВт и максимальный продолжительный — 300 кВт.

Для передачи повышенной мощности на вертолетах модификаций F1, F2 и N установлена модифицированная трансмиссия и несущий винт с большей (на 0,05 м) хордой и усовершенствованным профилем концевых сечений. Указанные конструктивные мероприятия позволили существенно повысить безопасность полета и увеличить максимальную взлетную массу до 2540 кг.

Емкость топливной системы вертолета составляет 730 л, при патрулировании со скоростью 100 км/ч этого запаса достаточно для 5 ч полета.

Вертолет AS 355 в настоящее время выпускается серийно. На североамериканском рынке его модификации, оснащенные двигателями Allison, известны под названием Twinstar.

Летно-технические характеристики
Диаметр несущего винта, м 10,7
Диаметр хвостового винта, м 1,9
Длина, м 10,9
Высота, м 3,3
Масса, кг  
пустого 1360
нормальная взлетная 2540
максимальная взлетная 2600
Топливо, л 730
Тип двигателя 2 ГТД Allison 250-C20F
Мощность, л.с. 2×297
Максимальная скорость, км/ч 278
Крейсерская скорость, км/ч 222
Практическая дальность, км 693
Скороподъемность, м/сек. 6,3
Практический потолок, м 3400
Статический потолок, м 1800
Экипаж, чел. 1
Полезная нагрузка 5 пассажиров или 900 кг груза в кабине или 1135 кг груза на подвеске